Гражданско-патриотическое воспитание


В преддверии государственного праздника ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА наши воспитанники расширяют представления о государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн) и государственном празднике ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА, который отмечается в нашей стране 17 сентября.

🇧🇾На занятиях образовательной области «Ребенок и общество» расширяем знания о природных символах нашей страны (аист, зубр, цветок василька, лен, клевер); воспитываем эмоционально -позитивное отношение к родному городу, Республике Беларусь.

Наша сила - в единстве! 

 

«Организационно-методическая деятельность ГУО «Детский сад №4 г.Щучина» по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса в 2023-2024 году»

 

№ п/п

Наименование мероприятий

С кем проводится

Сроки  реализации

 

Ответственные исполнители

Контроль исполнения

1.

Прослушивание (исполнение) Государственного гимна Республики Беларусь

 

в средних и старших группах

перед началом учебного года;

еженедельно (ежедневно) перед началом занятий

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

2.

Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории УДО

 

перед началом учебного года;

в дни государственных праздников

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

3.

Организация экскурсий, пешеходных прогулок (исторические памятники, музеи, площадь и др.)

Старшие группы

1 раз в месяц

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

4.

Проведение тематических занятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», праздничных мероприятий (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День народного единства, День Конституции, День единения народов Беларуси и России и др.

Средние и старшие группы

в канун государственных праздников и праздничных дней

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

5.

Организация и проведение экскурсий и походов для детей дошкольного возраста и их родителей по историческим и памятным местам, по маршрутам выходного дня: «По местам памяти героев, погибших во время войны», «Экскурсия к памятникам и захоронениям ВОВ», «Памятные места города (деревни, агрогородка» и т.п.);

Средние и старшие группы

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

6.

Планирование и проведение мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе белорусских культурных традиций, уважение к государственным символам Республики Беларусь, знание их истории и значение, знание Государственного гимна Республики Беларусь

Все группы (согласно требованиям учебной программы дошкольного образования)

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

7.

Организация тематических выставок, встреч с ветеранами ВОВ, малолетними узниками, с участниками локальных войн и конфликтов

Все группы, родители и педагоги

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

8.

Закладка аллей, приуроченных к памятным датам в истории города, страны, района

Все группы, родители и педагоги

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

9.

Планирование и проведение акций, конкурсов, фестивалей, приуроченных к историческим датам, событиям

Все группы, родители и педагоги

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

10.

Проведение патриотических, трудовых акций, субботников, включая мероприятия по оказанию шефской помощи ветеранам ВОВ, благоустройству и наведению порядка в местах расположения мемориальных комплексов, обелисков, озеленению территории природных и культурно-исторических объектов

Сотрудники УДО

В течение года

Зав.,

зам. зав. по ОД

 

11.

Создание «Книги памяти», посвященной ветеранам ВОВ, малолетним узникам, участникам локальных войн и конфликтов

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

12.

Проведение мероприятий, направленных на популяризацию традиционных семейных ценностей, в том числе включение родителей в совместные досуговые и спортивные мероприятия

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

13.

Размещение на информационных ресурсах УДО информации о социально значимых, общественно-политических событиях; популяризация официальных сайтов, телеграмм-каналов в целях доведения до сведения объективной и актуальной информации.

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

14.

Обеспечение функционирования электронных ресурсов, страниц в социальных сетях и мессенджерах по тематике патриотического воспитания

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, Молофей В.С., Гринкевич Г.И.

 

15.

Размещение социальной рекламы, направленной на укрепление семьи и семейных ценностей, продвижение ответственного родительства

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, Молофей В.С., Гринкевич Г.И.

 

16.

Размещение в средствах массовой информации материалов о знаменитых семейных династиях УДО

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, педагоги

 

17.

Размещение на интернет-сайте и в группах социальных сетей информации о ходе реализации мероприятий плана

Педагоги и родители, сотрудники УДО

В течение года

Зам. зав. по ОД, Молофей В.С., Гринкевич Г.И.

 

13 мая на базе нашего учреждения дошкольного образования состоялся семинар для воспитателей дошкольного образования с участием научного руководителя С.А. Абрамчик на тему действующего инновационного проекта «Внедрение модели развития исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования».

Педагоги делились результатами проделанной работы по исследовательской деятельности, своими педагогическими проектами и исследованиями. В соответствии с одной из годовых задач 2022/2023 учебного года темой исследовательских работ стало патриотическое направление «Мой родной город Щучин».

В рамках данных проектов была организована выставка творческих работ значимых объектов нашего города «Мой город».

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Большая роль по патриотическому воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы по патриотическому воспитанию дошкольников  в детском саду решаются следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также учитываютя психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Воспитательно-образовательную работу осуществляется в контексте с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по патриотическому воспитанию используются элементы различных технологий:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • проектные,
  • ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в учреждении;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе дошкольники вовлекаются в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

  • знакомство с символикой Республики Беларусь;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.
свернуть