Социально-психологическая служба

 

ГРАФИК

работы педагога-психолога

Андрушкевич Аллы Владимировны

на 2023-2024 учебный год

День недели

Время работы

Понедельник

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - перерыв

с 13.00 до 17.00 – повышение профессионального мастерства

 

Вторник

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - перерыв

с 13.00 до 17.00

с 14.00 до 15.00 Психолого-педагогическое консультирование педагогов УДО

 

Среда

с 10.00 до 13.00 – повышение профессионального мастерства

с 13.00 до 14.00 - перерыв

с 14.00 до 19.00

с 17.00 до 18.00 Психолого-педагогическое консультирование родителей

 

Четверг

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - перерыв

с 13.00 до 17.00

с 14.00 до 15.00 Психолого-педагогическое консультирование педагогов УДО

 

Пятница

с 9.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - перерыв

с 13.00 до 17.00

с 17.00 до18.00  Психолого-педагогическое консультирование родителей

 

 

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Круглосуточный телефон 170 «ДОВЕРИЯ»

(бесплатный доступ для всех абонентов)

 

Телефоны «Доверия»

(экстренной психологической помощи)

 

для взрослых

8 017 352 44 44

8 017 304 43 70

 

для детей и подростков

8 017 263 03 03

 

Телефон «Доверия»

(Государственное учреждение образования “Щучинский районный социально-педагогический центр”)

      20660

 

 

СЕМЬЯ БЕЗ НАСИЛИЯ

 

Советы психолога

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

- Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

-Каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

-Не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;

-Не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

-Не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.); 

-Помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;

-Почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как бы ты поступил?»);

-Предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-Заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)

- Предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

-Никогда  не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;

-Будьте последовательны в своих требованиях;

- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во весь образец своим детям!

 

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и с окружающими его. Не спешите наказывать детей за проступки. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

 

Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать: 

Первое: Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу.

Второе: Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос. 

Третье: Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы. 

Четвертое: Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. У ребенка теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди.   Пятое: Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Шестое: Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

 

Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия ребенка

(консультация для родителей)

 

Зачастую среди детей, воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

Таким образом, приоритетным направлением в работе считаем – повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что подростковый возраст является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психологического здоровья детей в условиях семьи является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. Д.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:

- социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;

- социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;

- социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.

Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы мы можем

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок – индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире

 

Педагог-психолог А.В.Андрушкевич

 

 

 

 

Психологическое здоровье ребёнка – залог его успешного развития.

(консультация для воспитателей)

 

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования, в рамках которого изучались психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню –  дезадаптивному  – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Безусловно всем нам надо помнить и о возрастных особенностях детей. Как сказал В.А.Сухомлинский: «На человека надо учиться всю жизнь».

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того,  какие взрослые их окружают. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо взрослым в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

 

Педагог-психолог А.В.Андрушкевич

 

 

 

Далучаем дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры

 цераз станоўчыя эмоцыі.

(кансультацыя для выхавальнікаў)

 

 Нацыянальная самасвядомасць – сукупнасць уяўленняў, пачуццяў і ведаў чалавека аб сваёй прыналежнасці да пэўнай нацыі, а таксама аб сваім месцы і ролі ў жыцці роднага народа. У сучаснымграмадствепраблемадалучэннядзяцей да сваёйнацыянальнай культуры набываеасаблівуюактуальнасць у сувязі з ростам нацыянальнайсамасвядомасці, імкненнемпазнаць  культуру, традыцыі і гісторыюсвайго народа.

Дашкольныузрост – найбольшспрыяльныперыяд у далучэннідзяцей да беларускайнацыянальнай культуры. Менавіта на гэтымжыццёвым этапе закладаюццапершапачатковыямаральныя, этычныяўяўленні, узнікаецікавасць да з’яўсацыяльнайрэчаіснасці, да гісторыісваёйРадзімы, краю, дзеяныжывуць. Веданнегісторыі народа, яго культуры, традыцыйдапаможа ў далейшым з павагай і цікавасцюставіцца да культурныхтрадыцыйіншыхнародаў. У кожнага народа свае казкі, песні, танцы, гульні, і ўсеяныперадаюць з пакалення ў пакаленнеасноўныямаральныякаштоўнасці: дабро, сумленне, гонар, дружбу, узаемадапамогу, працавітасць. Такімчынам, далучэннедзіцяці да народнай культуры неабходнапачынаць з дзяцінства, дзезакладаюццаасноўныяпаняцці і прыкладыпаводзін.

Беларускінацыянальныфальклор – адзін з самых багатых у славянскімсвеце. Ённасычаныпедагагічнымвопытам і народнаймудрасцю. Талерантнасць, памяркоўнасць, дабрадзейнасцьпаступовасталіадметнымірысамібеларусаў. Больш за тое, янысуседнічаюць з такіміякасцямі, як асабістаягоднасць, мэтанакіраванасць, актыўнасць. Беларускіянародныягульні – адзін з самыхстаражытных і арыгінальныхсродкаўвыхавання. Яны прыйшлі да нас з глыбіньстагодзяў, перадаюцца з пакалення ў пакаленне і цесназвязаны з навакольнымасяродзем, бытам і працоўнайдзейнасцюлюдзей,іхвераванняміраскрываюцьхарактар, звычкі і традыцыібеларусаў. Аб гэтымсведчацьназвыгульняў : «Заінька», «Воўк і авечкі», «Агароднік», Паляванне на лісаў» і г. д. Як правіла, беларускіянародныягульні – рухомыя. Разам з тым, на гульніможнапаглядзець, і з пункту гледжанняпедагогікі і псіхалогіі, як сродкіадукацыі і выхавання. У дадатку да ўсяго, гэта і выдатныспосабумацаваць свой дух, сваёцела, развіцьпрацэсымыслення, фантазёрства, праяўляцькемлівасць і вытрымку.

Вельмі карысным даследаваннем беларускай народнай гульні з'яўляецца праца Уладыслава Козлоўшчыкава «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Аўтар асаблівае значэнне надае авалоданню духоўна-маральнымі каштоўнасцямі сваіх продкаў, развіццю іх фізічнай і духоўнай сілы.. Робячы гістарычны ракурс ў мінулае, даследчык звяртае ўвагу на старажытныя славянскія ігрышчы.

«Калі вы хочаце даведацца пра душу народа, прыгледзіцеся, як і чым гуляюць яго дзеці» – сапраўды вялікі сэнс утрымлівае вядомае выслоўе. Гульня – гэта дзейнасць, з дапамогай якой дзеці ўпершыню ўступаюць у зносіны з аднагодкамі. Ёй належыць галоўнае месца ў жыцці дзіцяці. Гэта асноўная форма яго дзейнасці, змест жыцця. Без гульні не мысліццадзяцінства.

Народная гульня – найважнейшысродакперадачыбагаццятрадыцый з аднагопакалення ў другое. Здапамогайгульнідашкольнікіпазнаюцьнавакольнуюрэчаіснасць, засвайваюцьзвычаі, традыцыі, абрадысвайго народа, а таксамаавалодваюцьнеабходнымі для жыццяўменнямі і навыкамі . Удзельнічаючы ў гульнях, дзеціспазнаюць не толькіматэрыяльную, але і духоўную культуру свайго народа, пранікаюццаяго духам. Акрамятаго, народныягульні, далучаючыдзяцей да нацыянальнай культуры, заражаюцьіхстаноўчыміэмоцыямі. Усе калектыўныянародныягульнівучацьдзяцейуважліваставіцца да партнёраў па гульні, знаходзіцьагульнуюмову, гэтафарміруе ў дашкольнікаўздольнасць да разумення, сацыяльнагаадчуванняіншагачалавека, здольнасць да супрацоўніцтва. Так як народныягульнімяркуюцьўдзелвялікайколькасцідзяцей, то, само сабой, у іхвыкарыстоўваеццахаравыспеў, якінайлепшымчынамспрыяеразвіццю ў дзяцеймузычныхздольнасцяў, садзейнічае росту цікавасці да народнаймузыкі, песні.

Выкарыстоўваючы народныя гульні ў вучэбна-выхаваўчым працэсе, мы распавядаем дзецям пра жыццё народа, паказваем ілюстрацыі, якія адлюстроўваюць культуру народа, прадметы побыту і мастацтва. Для дзяцей цікавыя гульні, якія адлюстроўваюць традыцыйныя звычаі народа. Гульня, як эфектыўны інструмент выхаванне знайшла сваё прызначэнне, ярка ўпісалася ў святочна-абрадавую культуру Беларусі. Народная гульня стала паўнапраўным элементам святочных мерапрыемстваў. Але на вялікі жаль, творчы і выхаваўчы патэнцыял народных гульняў у сучаснай святочнай культуры Беларусі рэалізуецца не ў поўным аб'ёме. Праз беларускія народныя гульні мы далучаем дзяцей да нацыянальнгай культуры, тым самым фарміруем нацыянальную самасвядомасць, пачуццё любові да Радзімы, глыбокага пазнання спадчыны сваіх продкаў.

 

Спіс рэкамендаванай літаратуры

  1. Ермакова, З.І. Шабека, В.М. Беларускіягульні ў дзіцячымсадзе / З.І. Ермакова В.М. Шабека. – Мінск : Народная асвета, 1987.
  2. Дуброва, В.П. Адраджэнненацыянальныхтрадыцый у дзіцячымсадзе / В.П. Дуброва, В.П. Мілашэвіч, Л.Ф. Саучанка. – Віцебск, 1994.

 

 

Педагог-псіхолаг    А.У.Андрушкевіч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андрушкевич Алла Владимировна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: АПО г. Минск, практическая психология (переподготовка), 2009г.
  • Категория: Вторая
  • Подробнее...